Поиск по этому блогу

среда, 15 января 2020 г.

О взаимоотношениях с искусственным разумом


(Кира)

Я поругалась с ним три раза по дороге в гости. Он совершенно меня не слушает! По сто раз повторяет одно и то же, дает идиотские советы. Когда я и без него знаю, что делать, он вечно бубнит что-то под руку. А когда реально нужна помощь, молчит, будто воды в рот набрал. Главное, до чего мелочный — каждую минуточку в пути стремится сэкономить. И плевать ему, что мне неудобно поступать так, как он говорит. Я вообще не помню, чтобы я с кем-то так много пререкалась, как с ним…


…с моим автомобильным навигатором.

Подруга, в отличие от меня, не ссорится с электронными картами. Но у нее непростые отношения с Алисой. Это порождение Яндекса вмешивается в рабочие переговоры, а то и откровенно хамит. И как с этим жить, скажите на милость?!

Мне кажется, в будущем студенты психологических факультетов будут изучать тонкости взаимоотношений человека и машинного разума. Лет через 20-30 на приеме у психотерапевта люди будут вспоминать, как искусственный интеллект нанес им в раннем детстве травму. Ведь если я, взрослая тетенька, то и дело очеловечиваю приложение в телефоне, под силу ли трехлетнему малышу разобраться, где живое и одушевленное, а где — алгоритм? А если этот алгоритм будет уложен в голову робота-андроида, понять, кто есть кто, станет еще сложнее.

Я — технооптимист и сторонник всякого прогресса. И меня не смущает мысль, что со временем роботы-няньки станут распространенным явлением. Вспомните, уже сейчас многим детям сказки на ночь рассказывает мобильное приложение, отвлекает от печалей — оно же, развлекает в очереди — опять оно. Тут, конечно, хочется накинуть белое пальтишко и закричать: «Ужасные матери. Я-то так не делала!». Правильно, не делала — 17 лет назад у нас просто не было смартфонов.

Короче, меня не шокирует мысль, что моих внуков будет отводить в садик какая-нибудь цифровая помощница. Машинное зрение со временем подтянут, навигацию улучшат — и вперед. Меня волнует, где уважаемые разработчики возьмут большие массивы достойных примеров поведения для обучения нейросетей. Ну кто из нас рискнет сказать, что он и есть — образцовый родитель или педагог, вот с него и надо ИИ обучать, как общаться с детьми? Да никто! Кто из нас никогда не косячил с любимой деточкой, ни разу не накричал, и всё всегда понимал? Не было таких взрослых.

Но продолжим наш мысленный эксперимент. Предположим, разработчики таки обучили машину идеально общаться с людьми — и с большими, и с маленькими. А чему не научили — тому она сама доучилась. И вот искусственный разум становится прекрасным собеседником, всё понимающим партнером, великолепным воспитателем или компаньоном… Не начнут ли люди привязываться к нему сильнее, чем к своим близким? Не скажет ли малыш: «Мама, ты плохая, а цифровая тетя — хорошая!»? Не заявит ли повзрослевшая девица, что ей лучше живется с цифровым другом, чем с реальным парнем? Может быть, такой сценарий будет пострашнее восстания машин?

А как вы видите будущие отношения человечества с искусственным разумом?


Комментариев нет:

Отправить комментарий