Поиск по этому блогу

понедельник, 5 марта 2018 г.

Почему человеку так хочется быть особенным?


Кира:
Я тут подумала: а почему, собственно, мы боимся быть похожими на других? Что в этом такого ужасного? Почему мы так усиленно стараемся доказать друг другу, что мы — «не такие», мы — отличаемся. Почему стыдно признаться, что тебе нравится то же самое, что и миллионам других людей на этой планете?


Каждый ищет свою изюминку. Для одного — это любовь к авторскому искусству, для другого — наоборот, его отрицание. Для одного — особое внимание к своей внешности, для другого — подчеркнуто наплевательское отношение к ней. Мы громко заявляем: «Я ем только это!» или «Я ни в коем случае этого не ем!», «Я отдыхаю только по таким стандартам», «Я голосую так!», «Я болею за эту футбольную команду», «Я слушаю эту музыку, а прочая — для тех, у кого нет вкуса»...

Все это, если вдуматься, не имеет никакого значения. Это всего лишь та самая, обозначенная Пелевиным, пресловутая престижность потребления или соревнование в том, насколько на эту престижность плевать.

Кажется, будто потребители принимают на себя часть заслуг создающего, хотя на самом деле не имеют к этому никакого отношения.

А ещё есть престижность созидания. В детстве мы немного заблуждались, но стоило повзрослеть, как стало понятно, что не «все работы хороши, выбирай на вкус». И вопрос: «А насколько достойно то, что я создаю?» — ещё мучительнее, чем вопрос: «Насколько достойно то, что я потребляю?».

Кто станет мерой ценности того, что мы делаем? И насколько то, что мы делаем, мера нашей ценности?

Если я буду как все — стряпать пироги, конструировать машины или учить детей русскому языку в школе — чего я тогда стою? Ведь есть на свете миллионы кондитеров, инженеров, учителей... Да не важно, кого: даже «экзотических» дирижеров, актрис и писателей — пруд пруди. Одним (то есть мной) больше или меньше — какая разница? Зачем я нужен, если то, что я создаю, мог создать любой или, по крайней мере, многие... И то, что я делаю, не лучше и не важнее.

Не счастливее ли те люди, которые просто делают то, что им нравится, не задумываясь о ценности, важности, уникальности?

Не лучше ли живется тем, кому плевать, что они не особенные. Или они об этом просто не думают. Или понимают, что на самом деле, они ещё какие особенные — ведь нет во Вселенной двух одинаковых людей.

Если посмотреть на окружающих — все они в чем-то уникальны. По крайней мере, те, кого мы близко знаем. Серой массой и быдлом люди кажутся только поверхностному стороннему наблюдателю, который почему-то решил, что ему уже все в этой жизни про других понятно. Ох, упаси Бог от такого всезнайства!

Но чем ближе и глубже мы познаём человека, тем более уникальным он для нас становится. И да — именно так возникает любовь. Любовь, или хотя бы интерес, заставляет нас вглядываться в другого и находить в нем новые грани.
Значит, если человека кто-то любит, хотя бы один, он уже перестаёт быть частью безликой толпы. И чем больше у нас социальных связей, тем больше тех, кто точно знает, что мы — особенные.

Получается, уникальным человека делают не профессиональные, творческие, «потребительские» или иные достижения. Особенным человека делают глаза любящих его людей.

Чего же тогда мы боимся, так выпячивая свою непохожесть на большинство в дружеских беседах? Почему потом так сокрушаемся наедине с собой, понимая, что все это было лишь самолюбованием и по сути враньем, а на самом деле, ничем мы не блестим? Ведь друзья нас любят, они уже и так знают, что мы уникальны, ибо для них мы именно таковы.

Выходит, страх не-уникальности — это страх не-любви?

Чаще всего неуверенность в своей уникальности ощущается как страх бессмысленности жизни. Мол, зачем я нужен, если я такой же, как все? Но на самом деле, еще больше мы боимся, что другие пройдут мимо, даже не попытавшись вглядеться. Пройдут, махнув рукой: «Да, с ним все ясно». Что любимый человек однажды утром скажет: «Ты такой же, как все, мне бы раньше понять...»

То есть все наши изюминки — и потребления, и даже созидания — имеют в своей основе одну, хорошо спрятанную от себя самого цель. Заставить как можно большее количество людей замечать тебя. И ещё важнее, найти того единственного, для которого ты будешь не просто элементом стиля его состоявшейся удобной жизни, а глубокой бездной, куда хочется вглядываться… каждый день, снова и снова. Но если цель всего — именно любовь, то почему столько копий ломается о совсем другие предметы?

А ведь есть ещё и Творец, которому доподлинно известно, что каждое его создание — не похоже на другое, как и всякая ручная работа. Если вспомнить об этом, можно расслабиться. Прямо сегодня.

Июнь 2017 г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий