Поиск по этому блогу

воскресенье, 6 декабря 2015 г.

О Сибири с любовью

(Кира)

Чем удивит первый визит в Томск?  
  
Умные люди и жизненный опыт давно научили меня, как отвечать на вопрос иностранцев о том, из какого я российского региона. Слова «Урал» и «Екатеринбург» большинству ни о чем не говорят. Зато практический всякий иноземец — от северной Европы до далеких островов знает, что в России есть Москва, Питер и Сибирь. Так я, ни разу не бывавшая в Зауралье, многократно успела поименовать себя сибирячкой. Но согласитесь, что это все же честнее, чем говорить, что я живу неподалеку от Москвы.


И вот, в первых числах декабря мне, наконец, удалось впервые побывать в Сибири. И наполнится неожиданно положительными впечатлениями. Может быть, причиной тому стал пункт назначения — город Томск.

1. Сибирь — это красиво. Первое ощущение от спуска по трапу самолета в городе Томске: экзотика! Ранее утро, еще наполненное ночной тьмой. Все вокруг в белой дымке. То ли туман, то ли мельчайший снегопад, то ли поземка — не разберешь. Тусклые огни аэропорта. Картинка, достойная мистического триллера.

Снег. Тишина. Одиночество


Зимняя сказка

Мороз совсем небольшой, да и влажности не наблюдается, но почему-то все деревья в Томске и его окрестностях покрывает кружево изморози. И это уже отличная декорация для новогоднего фильма-сказки.

2. Прогуляв по Томску больше двух часов, я ни капельки не замерзла — а это для меня большая редкость в пору минусовых температур. Конечно, с погодой повезло, но в целом я начинаю верить тем, кто говорит, что в Сибири морозы переносятся куда легче. Никакой промозглости, а только приятная бодрость и румянец на щеках. После прогулки я была готова порадоваться тому, что пришла зима.

3. Для меня стало неожиданностью, что Томск — очень старый город, ему более 400 лет. История здесь, почти как в Греции, прет ото всюду. Конечно, не такая древняя. Но экскурс в эпоху девятнадцатого столетия всякому визитеру обеспечен.

Как и повсюду, главная улица носит имя вождя мирового пролетариата

В историческом центре города ощущается имперский размах, с которым и полтора века назад велось строительство. Видно, что в развитие города еще в царские временя было вложено немало средств. Широте улиц этого провинциального российского города могли бы позавидовать многие европейские столицы. И даже отсутствие солнца не делает пейзаж унылым.

Университетская библиотека. Памятник архитектуры федерального значения


4. Роль градообразующих предприятий здесь выполняют... университеты! В Томске около двух третей жителей — либо учатся, либо преподают. Когда идешь по центру, старинные здания учебных заведений сменяют друг друга и конца края им не видно. Оборот одного только местного политеха, к слову входящего в ТОП-10 российских вузов, измеряется в миллиардах. Местные говорят, что на лето, когда студенты разъезжаются по родным городам и весям (в том числе заграничным), жизнь в Томске замирает. Но в августе вновь начинает бить ключом. Такой вечно молодой город.
Первый Сибирский университет имени Его Императорского Величества Александра III



Сегодня Томский политех известен всему мировому научному сообществу



Объявления на столбах в интеллектуальном Томске


5. В сибирских реках водится великолепная рыба. Я речную рыбу вообще не ем — уж больно костлява. Но местный муксун сломал мои стереотипы об однозначном превосходстве морских рыб над пресноводными. Нежное филе - пальчики оближешь. Говорят, в старые времена в Томске вообще за рыбу признавали только — муксуна, нельму (белорыбицу) и стерлядь. А всяких там щук и не ел почти никто. С таким вкусом трудно поспорить.



Хорошую рыбу ловят прямо в реке Томь


6. Я ждала увидеть суровые условия жизни, которые с трудом превозмогают крепкие сибиряки. Но даже один день в городе дал почувствовать, что город не лишен комфорта. Легко дышится, почти нет пробок, все рядом, аккуратные улицы.




В последнее время мне везет на неопознанных конников


Ребячье счастье

Да и сами томичи говорят о городе с любовью, а не с намерением сбежать отсюда побыстрее — к югу или к столице поближе. В городе впервые за долгое время я столкнулась с каким-то искренним патриотизмом в отношении своего края и своей страны. Этот патриотизм не имеет ничего общего с теми неприятными вещами, которые изо дня в день показывают по телевизору. Никакой геополитической истерики. А только желание делать свое дело по-настоящему хорошо на благо страны. Может, мне просто повезло на конкретных людей. Но в любом случае, побольше бы таких — во всех российских городах.

Храм Александра Невского



2 комментария:

  1. Ответы
    1. Спасибо! А что, мало ли))) Меня, правда, судьба нечаянно занесла - сама вряд ли бы собралась.

      Удалить