Поиск по этому блогу

пятница, 18 декабря 2015 г.

А вы читаете длинные тексты?

(Кира)

На днях услышала, что современный человек готов тратить на чтение одного материала в интернете не более полутора минут. «Невозможно читать, слишком много букв» — стало очень распространенным упреком автору — мол, не уважает он время потребителя, не экономит знаки.


А как же наслаждение процессом чтения? Или все это не про интернет? Что творится с нами, если мы не способны воспринять текст, длиннее пары абзацев? Впрочем, специалисты утверждают, что это не люди такие тупые стали, а просто времени у них нет, да и создателей контента чересчур много развелось…

Грустно думать об этом. Кратко выражать мысли — точно не моя стихия. Да и читать я люблю что-нибудь этакое, протяженное, с размышлениями, образами, рассуждениями… А в одиннадцатом классе однозначно предпочитала Толстова Чехову.

У меня вопрос к вам, дорогие читатели, и к вам, господа - специалисты — журналисты, филологи, пиарщики: действительно, окончательно и бесповоротно настала эра журналистики 2.0?

Краткие абзацы. Краткие предложения. Краткие слова. Да и мысли, в конце концов, такие же краткие. Куцые, я бы даже сказала. Сиюминутные. Мгновенно написанные, мгновенно прочитанные и тут же забытые.

Может быть, действительно, «длинные истории» — в которых страшно подумать, как много букв — останутся уделом фриков-интеллектуалов? А их авторам пора подыскивать себе другой род деятельности?

Кир не выдержал моих душевных страданий, и тоже написал про «очень много букв».

(Кир)

Когда я захожу в магазин, и мне предлагают купить какую-нибудь книгу, я всегда покупаю другую, подешевле. Ведь какая, в сущности, разница? Буквы-то в них одни и те же. Иной раз выходит даже так, что выбранная оказывается потолще, и тогда я доволен вдвойне: и тем, что сэкономил, и тем, что урвал побольше.

Если пересказать «Евгения Онегина» своими словами, но так, чтобы не потерять ни одной интонации, не упустить ни одного смысла с его оттенками и передать точно, без купюр всё, что автор хотел сказать, то выйдет труд по объёму превосходящий раз, наверное, в пять свой оригинал. И вряд ли такое будет интересно читать. Краткость – не проблема, а сестра таланта. Проблема в другом — а что, самого «Евгения Онегина» читать многим интересно? Только честно… и часто ли мы его перечитываем?

С другой стороны, Стивен Кинг. Тут всё наоборот, усушить можно почти любое его произведение. С сохранением и того, и этого, и пятого, и десятого. Только тоже хрень какая-то получится. И тоже читать никто не будет. По слухам, Кингу платят за знаки — вот он и старается! Получается, в целом, неплохо, вставляет порой.

Однажды, читая внимающей публике очередную нетленку, и сбившись прямо на сцене, один из величайших литераторов ушедшей эпохи, сказал: «Ну, главное тут не рифма. Главное – смысл! Это-то хоть понимаете, долбо..бы?». Может, конечно, он так и не сказал, но вполне бы мог. А уж подумал — это точно.

Ещё наблюдение. Прочитал как-то один рассказ Леонида Андреева, и с тех пор считаю его самым страшным литературным произведением, созданным человечеством. Рассказал об этом другу, который, убеждён, умнее меня и гораздо эрудированней. Он снял с полки книжку, тоже прочитал, а потом спросил: «И чего тут бояться?». По логике вещей, один из нас должен был почувствовать себя идиотом. А я не почувствовал.

Что имеем в сухом остатке? Да ничего не имеем! В двух словах выразить гамму своих чувств может тот, кто способен чувствовать только голод. 

У меня кошка есть, она голод вообще без слов выражает. Даже страх настолько многообразен, что двумя словами не отделаешься. А чувство собственного достоинства? А стыд? А любовь? (тут, правда, всё как-то перегружено) А чувство ответственности? А лень? и т.д.. Чтобы запутать окончательно, добавим сюда, что описывать предельные чувства много проще, чем сдержанные. А ведь таких большинство.

Вот и получается, что без букв ну никак не обойтись.

Добавим ещё, что количество букв, хочешь не хочешь, а устанавливает темп восприятия текста. Нет оно одно, конечно, но тоже влияет. Просто злит иногда, когда текст явно не для тебя, а букв много. Как-то раз мне дали почитать книжку Кастанеды, при этом делая большие глаза, и обещая, что я первый в очереди за продолжением. Клятва, данная в юности, заставляет меня дочитывать любое начатое произведение до конца, как бы трудно не было. Через это «произведение» я, старательно вникая,  продирался год. Книгу вернул с большим облегчением. Продолжения мне не предлагали, опасаясь неадекватной реакции. А кому-то нравится…


Бывает ещё так, что кроме написавшего, текст никому не нравится. Ну, нечего человеку сказать — а хочется! Вот это действительно плохо… Хотя всё-таки лучше, чем если он пойдёт нарушать общественный порядок, и, пропитавшись обидами на интеллектуальное одиночество, станет вести аморальный образ жизни. Пусть пишет, и этим изолирует себя от общества, это действительно лучше, да и читать не обязательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий