(Кира)
На днях услышала, что современный
человек готов тратить на чтение одного материала в интернете не более полутора
минут. «Невозможно читать, слишком много букв» — стало очень распространенным
упреком автору — мол, не уважает он время потребителя, не экономит знаки.
А как же наслаждение процессом чтения?
Или все это не про интернет? Что творится с нами, если мы не способны воспринять
текст, длиннее пары абзацев? Впрочем, специалисты утверждают, что это не люди
такие тупые стали, а просто времени у них нет, да и создателей контента
чересчур много развелось…
Грустно думать об этом. Кратко выражать
мысли — точно не моя стихия. Да и читать я люблю что-нибудь этакое,
протяженное, с размышлениями, образами, рассуждениями… А в одиннадцатом классе
однозначно предпочитала Толстова Чехову.
У меня вопрос к вам, дорогие читатели, и к вам, господа - специалисты — журналисты, филологи, пиарщики: действительно, окончательно и бесповоротно настала эра журналистики 2.0?
Краткие абзацы. Краткие
предложения. Краткие слова. Да и мысли, в конце концов, такие же краткие.
Куцые, я бы даже сказала. Сиюминутные. Мгновенно написанные, мгновенно
прочитанные и тут же забытые.
Может быть, действительно, «длинные
истории» — в которых страшно подумать, как много букв — останутся уделом
фриков-интеллектуалов? А их авторам пора подыскивать себе другой род
деятельности?
Кир не выдержал моих душевных страданий,
и тоже написал про «очень много букв».
(Кир)
Когда я захожу в магазин, и мне
предлагают купить какую-нибудь книгу, я всегда покупаю другую, подешевле. Ведь
какая, в сущности, разница? Буквы-то в них одни и те же. Иной раз выходит даже
так, что выбранная оказывается потолще, и тогда я доволен вдвойне: и тем, что
сэкономил, и тем, что урвал побольше.
Если пересказать «Евгения Онегина»
своими словами, но так, чтобы не потерять ни одной интонации, не упустить ни
одного смысла с его оттенками и передать точно, без купюр всё, что автор хотел
сказать, то выйдет труд по объёму превосходящий раз, наверное, в пять свой
оригинал. И вряд ли такое будет интересно читать. Краткость – не проблема, а
сестра таланта. Проблема в другом — а что, самого «Евгения Онегина» читать
многим интересно? Только честно… и часто ли мы его перечитываем?
С другой стороны, Стивен Кинг. Тут всё
наоборот, усушить можно почти любое его произведение. С сохранением и того, и
этого, и пятого, и десятого. Только тоже хрень какая-то получится. И тоже
читать никто не будет. По слухам, Кингу платят за знаки — вот он и старается!
Получается, в целом, неплохо, вставляет порой.
Однажды, читая внимающей публике
очередную нетленку, и сбившись прямо на сцене, один из величайших литераторов
ушедшей эпохи, сказал: «Ну, главное тут не рифма. Главное – смысл! Это-то хоть
понимаете, долбо..бы?». Может, конечно, он так и не сказал, но вполне бы мог. А
уж подумал — это точно.
Ещё наблюдение. Прочитал как-то один
рассказ Леонида Андреева, и с тех пор считаю его самым страшным литературным
произведением, созданным человечеством. Рассказал об этом другу, который,
убеждён, умнее меня и гораздо эрудированней. Он снял с полки книжку, тоже
прочитал, а потом спросил: «И чего тут бояться?». По логике вещей, один из нас
должен был почувствовать себя идиотом. А я не почувствовал.
Что имеем в сухом остатке? Да ничего не имеем! В двух словах выразить гамму своих чувств может тот, кто способен чувствовать только голод.
У меня кошка есть, она голод вообще без слов выражает.
Даже страх настолько многообразен, что двумя словами не отделаешься. А чувство
собственного достоинства? А стыд? А любовь? (тут, правда, всё как-то
перегружено) А чувство ответственности? А лень? и т.д.. Чтобы запутать
окончательно, добавим сюда, что описывать предельные чувства много проще, чем
сдержанные. А ведь таких большинство.
Вот и получается, что без букв ну никак не обойтись.
Добавим ещё, что количество букв, хочешь не хочешь, а
устанавливает темп восприятия текста. Нет оно одно, конечно, но тоже влияет.
Просто злит иногда, когда текст явно не для тебя, а букв много. Как-то раз мне
дали почитать книжку Кастанеды, при этом делая большие глаза, и обещая, что я
первый в очереди за продолжением. Клятва, данная в юности, заставляет меня
дочитывать любое начатое произведение до конца, как бы трудно не было. Через
это «произведение» я, старательно вникая,
продирался год. Книгу вернул с большим облегчением. Продолжения мне не
предлагали, опасаясь неадекватной реакции. А кому-то нравится…
Бывает ещё так, что кроме написавшего, текст
никому не нравится. Ну, нечего человеку сказать — а хочется! Вот это
действительно плохо… Хотя всё-таки лучше, чем если он пойдёт нарушать
общественный порядок, и, пропитавшись обидами на интеллектуальное одиночество,
станет вести аморальный образ жизни. Пусть пишет, и этим изолирует себя от
общества, это действительно лучше, да и читать не обязательно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий