Поиск по этому блогу

вторник, 16 декабря 2014 г.

О пользе несправедливости

(Кира)

После очередных, предпринимаемых мною поисков справедливости в несправедливом мире, Кир отправил мне по почте Силь ву хлеб, написанный в далеком 1985 г. После этого многое встало на свои места, по крайней мере, стало очевидно, что поиски справедливости по сути своей противоположны достижению эффективности. Впрочем, это был отнюдь не первый повод задуматься над проблемой: мои отношения с понятием «справедливость» всегда были довольно напряженными. Но потихоньку мы со справедливостью переходим к состоянию перемирия и независимости.

В детстве всякого рода несправедливость со стороны взрослых напрочь выбивала меня из колеи. Будучи не в меру послушным ребенком, я, как правило, отговаривала своих товарищей по играм от разного рода козней и шалостей. Когда же они, не внемля моим предостережениям, реализовывали свои смелые планы, на горизонте непременно появлялся какой-нибудь взрослый, обрушивающий свой гнев за содеянное на меня. Предполагаю, это происходило из-за моего самого виноватого среди всей компании выражения лица.
Не думаю, что такие несправедливости происходили так уж часто, просто в силу болезненного восприятия эти ситуации крепко-накрепко запечатлелись в моем мозгу. И только лет в двадцать я узнала спасительную формулу: «Если вас обвинили в чем-то несправедливо, радуйтесь: вы ни в чем не виноваты!» С тех пор меня, как будто, куда реже стали обвинять в том, к чему я не имела отношения. Или я просто перестала замечать подобные вещи.
Зато несправедливыми мне стали казаться те ситуации, когда сильное человеческое желание не могло реализоваться. Разве это нормально, когда человек чего-то по-настоящему хочет и не может этого получить? А ведь еще и старается… изо всех сил старается быть достаточно хорошим. Разве можно считать справедливой безответную любовь? Или конец любви, затронувший только одного из пары? Или случаи недооцененных талантов и профессиональных усилий?
Если размышлять о жизни в таком ключе, неизбежно окажешься в тупике. Можно бесконечно блуждать по лабиринту, сплетенному из риторических вопросов, озвученных выше, но так и не найти прямую дорогу. Это значит, что нам остается только отказаться от понятия «справедливость», удалить его из своей жизни как сорняк, перестать видеть в нем движущий фактор, способный повлиять на какие бы то ни было результаты. Бесполезно оценивать и правильность поступков с точки зрения справедливости. У каждого эта справедливость будет своя. По мнению того, кто любит, будет справедливым получить в ответ взаимное чувство. Для того, кто разлюбил — чтобы ему позволили уйти.
Взамен справедливости куда практичнее было бы воспользоваться двумя другими понятиями: «свобода выбора» и «причинно-следственные связи». Не надо поступать справедливо. Надо действовать, понимая последствия любых своих поступков, и быть готовым в полной мере нести ответственность за полученные результаты. Не надо ждать от мира справедливости. Надо понимать, чего ты хочешь, и искать пути, как этого достичь. Ничто не происходит само собой, только потому, что так будет «справедливо», но все имеет свою причину.
Когда умирает детская вера в справедливый мир, становится грустно. Но только поначалу. Потом перед тобой вдруг открывается новый мир огромных возможностей…

Комментариев нет:

Отправить комментарий